Министерство финансов Республики Крым

Бесплатная юридическая помощь



О ПРЕДОСТАВЛЕНИИ БЕСПЛАТНОЙ ЮРИДИЧЕСКОЙ ПОМОЩИ

В целях реализации конституционного права граждан Российской Федерации  на получение бесплатной квалифицированной юридической помощи,  а также дополнительных гарантий реализации права граждан на получение бесплатной юридической помощи вступил в силу Закон РК от 01.09.2014г. № 59-ЗРК «О бесплатной юридической помощи в Республике Крым», которым   определены основные  положения об организации и порядке предоставления бесплатной юридической помощи в Республике Крым (далее по тексту Закон).

В соответствии со ст 1 Закона под бесплатной юридической помощью  понимаются предоставляемые на бесплатной основе консультации по юридическим (правовым) вопросам (за исключением вопросов, связанных с предпринимательской деятельностью), составление заявлений, жалоб, ходатайств и других документов правового характера, а также представление интересов граждан в судах, органах государственной власти Республики Крым, органах местного самоуправления и иных организациях.

Глава 2 данного Закона разграничивает полномочия органов государственной власти Республики Крым и местного самоуправления в Республике Крым в сфере оказания бесплатной юридической помощи.

Статья 9 Закона определяет, что в  соответствии с Федеральным законом «О бесплатной юридической помощи в Российской Федерации» гражданам бесплатную юридическую помощь в рамках системы государственной юридической помощи оказывают:

1) исполнительные органы государственной власти Республики Крым и подведомственные им государственные учреждения;

2) адвокаты, нотариусы;

3) государственные юридические бюро;

4) иные участники, оказывающие бесплатную юридическую помощь, наделенные такими полномочиями Федеральным законом «О бесплатной юридической помощи в Российской Федерации».

 Порядок и случаи оказания бесплатной юридической помощи

Статьей 12 Закона определено, что  правом на получение бесплатной юридической помощи в рамках государственной системы бесплатной юридической помощи обладают следующие категории граждан:

1) граждане, среднедушевой доход семей которых ниже величины прожиточного минимума, установленного в Республике Крым в соответствии с законодательством Российской Федерации, либо одиноко проживающие граждане, доходы которых ниже величины прожиточного минимума (далее — малоимущие граждане);

2) инвалиды I и II групп, инвалиды с детства, лица, которые пострадали в результате Чернобыльской катастрофы;

3) ветераны Великой Отечественной войны, Герои Российской Федерации, Герои Советского Союза, Герои Социалистического Труда, Герои Труда Российской Федерации, Герои Украины, признанные гражданами Российской Федерации в соответствии с Федеральным конституционным законом от 21 марта 2014 года № 6-ФКЗ «О принятии в Российскую Федерацию Республики Крым и образовании в составе Российской Федерации новых субъектов — Республики Крым и города федерального значения Севастополя»;

4) дети-инвалиды, дети-сироты, дети, оставшиеся без попечения родителей, лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также их законные представители и представители, если они обращаются за оказанием бесплатной юридической помощи по вопросам, связанным с обеспечением и защитой прав и законных интересов таких детей;

5) лица, желающие принять на воспитание в свою семью ребенка, оставшегося без попечения родителей, если они обращаются за оказанием бесплатной юридической помощи по вопросам, связанным с устройством ребенка на воспитание в семью;

6) усыновители, если они обращаются за оказанием бесплатной юридической помощи по вопросам, связанным с обеспечением и защитой прав и законных интересов усыновленных детей;

7) граждане, имеющие право на бесплатную юридическую помощь в соответствии с Федеральным законом от 2 августа 1995 года № 122-ФЗ «О социальном обслуживании граждан пожилого возраста и инвалидов»;

8) несовершеннолетние, содержащиеся в учреждениях системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних, и несовершеннолетние, отбывающие наказание в местах лишения свободы, а также их законные представители и представители, если они обращаются за оказанием бесплатной юридической помощи по вопросам, связанным с обеспечением и защитой прав и законных интересов таких несовершеннолетних (за исключением вопросов, связанных с оказанием юридической помощи в уголовном судопроизводстве);

9) граждане, имеющие право на бесплатную юридическую помощь в соответствии с Законом Российской Федерации от 2 июля 1992 года № 3185-1 «О психиатрической помощи и гарантиях прав граждан при ее оказании»;

10) граждане, признанные судом недееспособными, а также их законные представители, если они обращаются за оказанием бесплатной юридической помощи по вопросам, связанным с обеспечением и защитой прав и законных интересов таких граждан;

11) граждане, оказавшиеся в трудной жизненной ситуации;

12) иные категории граждан, которым право на получение бесплатной юридической помощи в рамках государственной системы бесплатной юридической помощи предоставлено в соответствии с законодательством Российской Федерации и настоящим Законом.

В статье 13 Закона указывается, что для получения бесплатной юридической помощи граждане (их законные представители или представители) представляют следующие документы:

1) заявление об оказании бесплатной юридической помощи по форме, утверждаемой Советом министров Республики Крым (для всех категорий граждан, указанных в части 1 статьи 12 Закона);

2) паспорт гражданина Российской Федерации или иной документ, удостоверяющий личность и подтверждающий гражданство Российской Федерации (для всех категорий граждан, указанных в части 1 статьи 12 Закона);

3) справку о признании гражданина малоимущим (для категорий граждан, указанных в пункте 1 части 1 статьи 12 Закона). Справка о признании гражданина малоимущим для получения бесплатной юридической помощи выдается органом социальной защиты населения по месту жительства в течение 10 дней со дня подачи соответствующего обращения на основании сведений о составе и доходах семьи или одиноко проживающего гражданина за последние шесть месяцев;

4) справку федерального государственного учреждения медико-социальной экспертизы об установлении инвалидности, удостоверение лица, пострадавшего в результате Чернобыльской катастрофы (для категорий граждан, указанных в пункте 2 части 1 статьи 12 Закона);

5) удостоверение ветерана Великой Отечественной войны, Героя Российской Федерации, Героя Советского Союза, Героя Социалистического Труда, Героя Труда Российской Федерации, Героя Украины (для категорий граждан, указанных в пункте 3 части 1 статьи 12 Закона);

6) документы, подтверждающие статус детей-инвалидов, детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (для категорий граждан, указанных в пункте 4 части 1 статьи 12 Закона), документы, подтверждающие полномочия представителей (для законных представителей и представителей детей, а также лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, указанных в пункте 4 части 1 статьи 12 Закона);

7) документ, подтверждающий, что гражданин, обращающийся за оказанием бесплатной юридической помощи, является усыновителем (для категорий граждан, указанных в пункте 6 части 1 статьи 12 Закона);

копию свидетельства о рождении несовершеннолетнего, справку учреждения системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних, подтверждающую факт нахождения несовершеннолетнего в соответствующем учреждении, при их наличии (для категорий граждан, указанных в пункте 8 части 1 статьи 12 Закона);

документы, подтверждающие полномочия представителей (для законных представителей и представителей несовершеннолетних, указанных в пункте 8 части 1 статьи 12 Закона)

8) решение суда о признании гражданина недееспособным (для категорий граждан, указанных в пункте 10 части 1 статьи 12 Закона), документы, подтверждающие полномочия представителей (для законных представителей и представителей лиц, признанных судом недееспособными, указанных в пункте 10 части 1 статьи 12 Закона);

9) направление органа социальной защиты населения для получения бесплатной юридической помощи либо иные документы, предусмотренные статьей 15  Закона (для категорий граждан, указанных в пункте 11 части 1 статьи 12 Закона);

10) документы, подтверждающие принадлежность к другим категориям граждан, которым право на получение бесплатной юридической помощи в рамках государственной системы бесплатной юридической помощи предоставлено в соответствии с законодательством Российской Федерации и Законом (для категорий граждан, указанных в пункте 12 части 1 статьи 12 Закона).

Для получения бесплатной юридической помощи в порядке, предусмотренном  Законом, граждане, их представители (законные представители) дают согласие на обработку своих персональных данных в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством Республики Крым.

Заявления об оказании бесплатной юридической помощи несовершеннолетним, содержащимся в учреждениях системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних, или отбывающим наказание в виде лишения свободы, могут быть направлены руководителями учреждений системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних или службы исполнения наказаний, органами опеки и попечительства, а также комиссией по делам несовершеннолетних и защите их прав.

Гражданину, имеющему право на бесплатную юридическую помощь в соответствии с Федеральным законом от 2 августа 1995 года № 122-ФЗ «О социальном обслуживании граждан пожилого возраста и инвалидов», бесплатная юридическая помощь может быть оказана в том числе на основании запроса об оказании такой помощи, направленного стационарным учреждением социального обслуживания, в котором проживает гражданин, при условии, что самим гражданином, его представителем (законным представителем) представлены документы, предусмотренные пунктами 1 и 2 части 1 статьи 13 Закона.

Указанный гражданин также вправе обратиться за получением бесплатной юридической помощи самостоятельно либо через представителя (законного представителя). В этом случае, помимо документов, предусмотренных пунктами 1 и 2 части 1 статьи 13 Закона, он представляет документы, подтверждающие его право на стационарное социальное обслуживание (например, копию решения органа социальной защиты населения о социальном обслуживании или договора о социальном обслуживании), и, в случае обращения представителя (законного представителя), документы, подтверждающие полномочия представителя (законного представителя). 

Гражданам, имеющим право на бесплатную юридическую помощь в соответствии с Законом Российской Федерации от 2 июля 1992 года № 3185-1 «О психиатрической помощи и гарантиях прав граждан при ее оказании», бесплатная юридическая помощь может быть оказана в том числе на основании запроса об оказании такой помощи, направленного администрацией учреждения, оказывающего гражданину психиатрическую помощь, при условии, что самим гражданином, его представителем (законным представителем) представлены документы, предусмотренные данным Законом.

Указанный гражданин также вправе обратиться за получением бесплатной юридической помощи самостоятельно либо через представителя (законного представителя). В этом случае, помимо документов, предусмотренных пунктами 1 и 2 части 1 статьи 13 Закона, он должен представить документы, подтверждающие оказание ему психиатрической помощи (например, справку из соответствующего медицинского учреждения либо от частнопрактикующего врача-психиатра), и, в случае обращения представителя (законного представителя), документы, подтверждающие полномочия представителя (законного представителя).

Статьей 15 Закона предусмотрен порядок оказания бесплатной юридической помощи гражданам, оказавшимся в трудной жизненной ситуации.

Гражданам, оказавшимся в трудной жизненной ситуации, бесплатная юридическая помощь оказывается по направлению органов социальной защиты населения, за исключением экстренных случаев, предусмотренных частью 5 статьи 15 Закона. 

Порядок выдачи направлений устанавливается Советом министров Республики Крым. В направлении указывается описание трудной жизненной ситуации, в связи с которой требуется оказание гражданину бесплатной юридической помощи.

Для получения направления гражданин, находящейся в трудной жизненной ситуации (его законный представитель или представитель), обращается в орган социальной защиты населения с заявлением.

Орган социальной защиты населения не позднее трех рабочих дней с момента обращения гражданина выдает направление для получения бесплатной юридической помощи в связи с трудной жизненной ситуацией либо принимает мотивированное решение об отказе в выдаче такого направления. 

Отказ органа социальной защиты населения в выдаче направления для получения бесплатной юридической помощи в связи с трудной жизненной ситуацией может быть обжалован в порядке, установленном законодательством Российской Федерации. 

Под экстренными случаями понимаются случаи, когда оказавшийся в трудной жизненной ситуации гражданин (его законный представитель или представитель) нуждается в получении бесплатной юридической помощи, но не может представить документы, требуемые для подтверждения у него права на получение такой помощи, и при этом неоказание бесплатной юридической помощи может привести к одному из следующих последствий:

1) причинение гражданину значительных убытков;

2) пропуск срока исковой давности, процессуальных сроков или иных сроков, несоблюдение которых является правовым основанием для отказа в реализации или защите прав гражданина;

3) утрата информации, документов или доказательств, необходимых для реализации или защиты прав гражданина;

4) иные обстоятельства, нарушающие нормальную жизнедеятельность гражданина, обстоятельства, возникшие в результате происшествий и обстоятельств, угрожающих жизни или здоровью гражданина, и требующие немедленного оказания юридической помощи.

В экстренных случаях оказание бесплатной юридической помощи гражданам, оказавшимся в трудной жизненной ситуации, производится без направления органов социальной защиты населения.

Для получения бесплатной юридической помощи в экстренном случае гражданин (его законный представитель или представитель) представляет:

1) заявление об оказании бесплатной юридической помощи в экстренном случае;

2) согласие на обработку своих персональных данных.

Гражданин также вправе представить документы, подтверждающие факт, что неоказание бесплатной юридической помощи может повлечь наступление последствий, указанных в части 5 статьи 15 Закона, и причины непредставления документов, указанных в статье 13 Закона.

Для установления факта экстренного случая необходимо в заявлении гражданина (его законного представителя или представителя) об оказании бесплатной юридической помощи в экстренном случае описать обстоятельства, по которым случай является экстренным и гражданин (его законный представитель или представитель) не может воспользоваться платной юридической помощью.

Для целей применения части 5 статьи 15 Закона под значительными убытками понимаются убытки, составляющие не менее половины подтвержденного среднедушевого дохода семьи или дохода одиноко проживающего гражданина либо, если доход гражданина документально не подтвержден, не менее половины величины прожиточного минимума, установленного в Республике Крым для соответствующей социально-демографической группы населения.

Решение об оказании бесплатной юридической помощи в экстренных случаях принимается в день поступления от гражданина заявления об оказании бесплатной юридической помощи в экстренном случае. 

Решение об отказе в оказании бесплатной юридической помощи в экстренных случаях принимается, если:

1) заявление об оказании бесплатной юридической помощи в экстренном случае не содержит информации, указанной в части 8 статьи 15 Закона;

2) отсутствуют правовые основания для вывода о том, что обстоятельства, описанные в заявлении об оказании бесплатной юридической помощи в экстренном случае, приведут к наступлению последствий, указанных в части 5 статьи 15 Закона.

Оказание бесплатной юридической помощи по основаниям, указанным в пункте 11 части 1 статьи 12 Закона, прекращается, если преодолена трудная жизненная ситуация, описанная в направлении органа социальной защиты населения или в заявлении об оказании бесплатной юридической помощи в экстренном случае.

Содержание, пределы осуществления, способы реализации и защиты гарантированных законодательством Российской Федерации прав, свобод и законных интересов граждан, прав и законных интересов юридических лиц, содержание обязанностей граждан и юридических лиц и пределы исполнения таких обязанностей

Права и свободы человека и гражданина в Российской Федерации закреплены в главе 2 Конституции Российской Федерации. 

Согласно ст. 8 Гражданского Кодекса Российской Федерации (далее – ГК РФ) гражданские права и обязанности возникают из оснований, предусмотренных законом и иными правовыми актами, а также из действий граждан и юридических лиц, которые хотя и не предусмотрены законом или такими актами, но в силу общих начал и смысла гражданского законодательства порождают гражданские права и обязанности. 
Граждане и юридические лица по своему усмотрению осуществляют принадлежащие им гражданские права (ст. 9 ГК РФ). 

Отказ граждан и юридических лиц от осуществления принадлежащих им прав не влечёт прекращения этих прав, за исключением случаев, предусмотренных законом (ст. 9 ГК РФ). 

Гражданское законодательство Российской Федерации (ст.1 ГК РФ) основывается на признании равенства участников регулируемых ими отношений, неприкосновенности собственности, свободы договора, недопустимости произвольного вмешательства кого-либо в частные дела, необходимости беспрепятственного осуществления гражданских прав и свобод, обеспечения восстановления нарушенных прав, их судебной защиты. 
Граждане и юридические лица приобретают и осуществляют свои гражданские права своей волей и в своём интересе. Они свободны в установлении своих прав и обязанностей на основе договора и в определении любых не противоречащих законодательству условий договора. 

Гражданские права могут быть ограничены на основании федерального закона и только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства. 

При установлении, осуществлении и защите гражданских прав и обязанностей участники гражданских правоотношений должны действовать добросовестно. 
Никто не вправе извлекать преимущества из своего незаконного или недобросовестного поведения. 

Согласно ст.4 ГК РФ акты гражданского законодательства не имеют обратной силы и применяются к отношениям, возникшим после введения их в действие. 
Действие закона распространяется на отношения, возникшие до введения его в действие, только в случаях, когда это прямо предусмотрено законом.

Лицо, право которого нарушено, может требовать полного возмещения причинённых убытков, если законом или договором не предусмотрено возмещение убытков в меньшем размере (ст.15 ГК РФ).

Убытки, причинённые гражданину или юридическому лицу в результате незаконных действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления или должностных лиц этих органов, в том числе издание не соответствующего закону или иному правовому акту акта государственного органа или органа местного самоуправления, подлежат возмещению Российской Федерацией, соответствующим субъектом РФ или муниципальным образованием.

Компетенция и порядок деятельности исполнительных органов государственной власти Республики Крым и подведомственных им учреждений

Компетенция органа государственной власти – это определяемые Конституцией РФ и Конституцией Республики Крым предметы ведения (сфера деятельности, круг вопросов, подлежащих разрешению), соответствующий им объем полномочий и пределы деятельности органа государственной власти. Компетенция органов государственной власти включает в себя: полномочия органа государственной власти, предметы ведения и основные направления деятельности или функции данного органа.

Компетенция органов государственной власти субъектов РФ определена в законодательстве субъектов РФ, соответствующем Конституции РФ и федеральным законам. Компетенция органов государственной власти предполагает исчерпывающее определение круга полномочий такого органа, пределов и сфер его деятельности, а также указание на принимаемые им правовые акты. Определение компетенции органов государственной власти юридически узаконивает самостоятельность данного органа, его право действовать в соответствии с возложенными на него полномочиями. 

Исчерпывающий перечень полномочий Министерства финансов Республики Крым изложен в Положении о Министерстве финансов Республики Крым, утвержденном постановлением Совета министров Республики Крым от 27 июня 2014 года № 143 и размещенном на сайте http://minfin.rk.gov.ru/rus/about.htm.

Правила оказания государственных услуг

Правила оказания государственных и муниципальных услуг установлены Федеральным законом № 210-ФЗ от 27 июля 2010 года «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг».

Данный закон регулирует отношения, возникающие в связи с предоставлением государственных и муниципальных услуг соответственно федеральными органами исполнительной власти, органами государственных внебюджетных фондов, исполнительными органами местного самоуправления, осуществляющими исполнительно-распорядительные полномочия. 

В соответствии с наделенными полномочиями Министерство финансов Республики Крым не оказывает государственные услуги.

Основания, условия и порядок обжалования решений и действий исполнительных органов государственной власти Республики Крым, подведомственных им учреждений и их должностных лиц

В соответствии со ст.18 Конституции РФ права и свободы человека и гражданина являются непосредственно действующими. Они определяют смысл, содержание и применение законов, деятельность законодательной и исполнительной власти, местного самоуправления и обеспечиваются правосудием.

Статья 11 ГК РФ устанавливает общий порядок судебной защиты гражданских прав. Судебный порядок является преимущественной, но не единственной формой защиты прав. Пункт 2 данной статьи допускает также административный порядок защиты гражданских прав (обжалование действий и актов государственных органов в вышестоящий по отношению к ним орган исполнительной власти), который возможен лишь в случаях, предусмотренных законом.

В соответствии с частью 2 статьи 46 Конституции РФ решения и действия (или бездействие) органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений и должностных лиц могут быть обжалованы в суд. 
Статьей 16 Гражданского кодекса РФ предусмотрено, что убытки, причиненные гражданину или юридическому лицу в результате незаконных действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления или должностных лиц этих органов, в том числе издания не соответствующего закону или иному правовому акту акта государственного органа или органа местного самоуправления, подлежат возмещению Российской Федерацией, соответствующим субъектом Российской Федерации или муниципальным образованием. 

Законодатель установил основания наступления гражданско-правовой ответственности за вред, причиненный государственными органами, органами местного самоуправления, их должностными лицами. Такая ответственность наступает в случаях причинения вреда гражданину или юридическому лицу в результате незаконных действий (бездействий) государственных органов, органов местного самоуправления либо должностных лиц этих органов, в том числе в результате издания не соответствующего закону или иному правовому акту государственного органа или органа местного самоуправления акта.

Порядок обжалования решений, действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих в судебном порядке регламентирован главой 25 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее – ГПК РФ).

Гражданин, организация вправе оспорить в суде решение, действие (бездействие) органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если считают, что нарушены их права и свободы. Гражданин, организация вправе обратиться непосредственно в суд или в вышестоящий в порядке подчиненности орган государственной власти, орган местного самоуправления, к должностному лицу, государственному или муниципальному служащему. 

Заявление подается в суд по подсудности, установленной статьями 24 - 27 ГПК РФ. Заявление может быть подано гражданином в суд по месту его жительства или по месту нахождения органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего, решение, действие (бездействие) которых оспариваются.

Суд вправе приостановить действие оспариваемого решения до вступления в законную силу решения суда.

К решениям, действиям (бездействию) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных или муниципальных служащих, оспариваемым в порядке гражданского судопроизводства, относятся коллегиальные и единоличные решения и действия (бездействие), в результате которых:

- нарушены права и свободы гражданина;

- созданы препятствия к осуществлению гражданином его прав и свобод;

- на гражданина незаконно возложена какая-либо обязанность или он незаконно привлечен к ответственности. 

Суд, признав заявление обоснованным, принимает решение об обязанности соответствующего органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего устранить в полном объеме допущенное нарушение прав и свобод гражданина или препятствие к осуществлению гражданином его прав и свобод.

Суд отказывает в удовлетворении заявления, если установит, что оспариваемое решение или действие принято либо совершено в соответствии с законом в пределах полномочий органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего и права либо свободы гражданина не были нарушены.

Досудебное обжалование решений, действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих определено главой 2.1 «Досудебное (внесудебное) обжалование заявителем решений и действий (бездействия) органа, предоставляющего государственную услугу, органа, предоставляющего муниципальную услугу, должностного лица органа, предоставляющего государственную услугу, или органа, предоставляющего муниципальную услугу, либо государственного или муниципального служащего» Федерального закона от 27.07.2010 № 210 (в ред. от 02.07.2013) «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг».

Порядок совершения гражданами юридически значимых действий и типичные юридические ошибки при совершении таких действий

Для получения бесплатной юридической помощи необходимо обратиться в исполнительный орган государственной власти Республики Крым или подведомственные ему государственные учреждения, государственное юридическое бюро, к адвокату или нотариусу, занимающемуся оказанием бесплатной юридической помощи с письменным заявлением, а также представить документ, удостоверяющий личность (паспорт) и документы, подтверждающие отнесение его к категориям граждан, которые имеют право на получение бесплатной юридической помощи. После этого принимается решение об оказании юридической помощи. 

Типичные ошибки при совершении юридически значимых действий:

1) отсутствие заявления гражданина об оказании юридической помощи, ненадлежащее заполнение заявления или непредставление документов, подтверждающих отнесение гражданина к категориям, которые имеют право на получение бесплатной юридической помощи; 

2) гражданин ходатайствует об оказании ему квалифицированной юридической помощи, при этом отказывается сообщать необходимые сведения по делу либо представлять документы, имеющие отношение к делу; 

3) гражданин обращается повторно с вопросом, по которому ему была оказана бесплатная юридическая помощь по существу ранее, и при этом отсутствуют новые обстоятельства, государственное юридическое бюро вправе принять решение о безосновательности очередного заявления;

4) отсутствие в обращении гражданина фамилии или почтового адреса, по которому должен быть отправлен ответ;

5) вопросы, изложенные в обращении, не входят в компетенцию деятельности органа исполнительной власти. 

Таким образом, имеются следующие типичные ошибки, влекущие оставление обращений граждан без ответа: 

- в письменном обращении не указаны фамилия гражданина, направившего обращение, или почтовый адрес, по которому должен быть направлен ответ. В этом случае ответ на обращение не дается. Если в указанном обращении содержатся сведения о подготавливаемом, совершаемом или совершенном противоправном деянии, а также о лице, его подготавливающем, совершающем или совершившем, обращение подлежит направлению в государственный орган в соответствии с его компетенцией;

- в обращении обжалуется судебное решение. В этом случае в течение семи дней со дня регистрации обращение возвращается гражданину, направившему это обращение, с разъяснением порядка обжалования данного судебного решения;

- в обращении содержатся нецензурные либо оскорбительные выражения, угрозы жизни, здоровью и имуществу должностного лица, а также членов его семьи. В этом случае орган власти вправе оставить обращение без ответа по существу поставленных в нем вопросов и сообщить гражданину, направившему обращение, о недопустимости злоупотребления правом; 

- текст письменного обращения не поддается прочтению. В этом случае ответ на обращение не дается, и оно не подлежит направлению на рассмотрение должностному лицу в соответствии с их компетенцией, о чем в течение семи дней со дня регистрации обращения сообщается гражданину, направившему обращение, если его фамилия и почтовый адрес поддаются прочтению;

- в письменном обращении гражданина содержится вопрос, на который ему многократно давались письменные ответы по существу в связи с ранее направляемыми обращениями, и при этом в обращении не приводятся новые доводы или обстоятельства. В этом случае должностное лицо вправе принять решение о безосновательности очередного обращения и прекращении переписки с гражданином по данному вопросу при условии, что указанное обращение и ранее направляемые обращения направлялись в органы власти либо одним и тем же должностным лицам органа власти. О данном решении уведомляется гражданин, направивший обращение; 

- ответ по существу поставленного в обращении вопроса не может быть дан без разглашения сведений, составляющих государственную или иную охраняемую федеральным законом тайну. В этом случае гражданину, направившему обращение, сообщается о невозможности дать ответ по существу поставленного в нем вопроса в связи с недопустимостью разглашения указанных сведений. 

 Нормативные правовые документы


График приема граждан для получения бесплатной юридической помощи, контактная информация

Образец заявления об оказании бесплатной юридической помощи


Лицо, ответственное за организацию бесплатной юридической помощи - Катренко Лилия Викторовна

телефон: (3652) 24 95 09

Последнее обновление: 13 апреля 2017, 11:22